Техническое обслуживание средств пожарной безопасности объектов
Важно не только установить систему пожарной сигнализации на объекте, но и поддерживать ее работоспособность. Для обеспечения надежности и долговечности пожарной сигнализации необходимо проводить гарантийное и профилактическое обслуживание.
Обычно компании, проектировавшие и устанавливавшие систему пожарной сигнализации, проводят ее гарантийное обслуживание. Однако, в некоторых случаях такой сервис может быть оказан фирмой-производителем оборудования или дистрибьютором. Эти детали стоит уточнять в настоящее время заказа системы.
Профилактическое обслуживание может быть проведено практически любым специалистом с лицензией на соответствующие работы. Важно отметить, что органы МЧС принимают во внимание только договоры обслуживания, заключенные с лицензированными организациями при проверке пожарной безопасности объектов.
Развитие технологий и появление новых устройств для предотвращения пожаров делают объекты безопаснее. Однако, со временем системы пожарной безопасности нуждаются в профилактике и техобслуживании. Различают два типа обслуживания – гарантийное и профилактическое.
Гарантийное обслуживание может быть включено в договор поставки системы и происходит в течение 1-2 лет после монтажа. Такой вид обслуживания бесплатный и даёт возможность исправить неполадки в работе системы в течение указанного периода.
Профилактическое обслуживание проводится на протяжении всего срока работы системы. Выделяют два вида - разовое и плановое. Разовое обслуживание удобно заказывать в период выбора компании, которой планируется доверить обслуживание долгое время. Плановое обслуживание заключается в договоре и позволяет решить вопросы технического обслуживания системы на более продолжительный период времени. Обычно периодичность профилактического обслуживания составляет один месяц.
Однако, имейте в виду, что гарантийные обязательства монтажно-наладочной организации или производителя оборудования не освобождают от необходимости следить за работоспособностью противопожарных систем. Постановление Правительства РФ «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 года предписывает заключать договор на регулярное техническое обслуживание с лицензированной организацией.
Таким образом, техническое обслуживание пожарных систем является не только обязательным законодательно, но и необходимым для обеспечения безопасности людей и объекта в целом.
Техническое обслуживание систем противопожарной защиты включает в себя несколько этапов, описанных в общем регламенте. Квалифицированные специалисты проверяют работоспособность оборудования, настраивают систему, производят профилактическую чистку необходимых блоков и узлов, осуществляют замеры электрических параметров и ремонт разъемов и соединений. С помощью специального программного обеспечения проводится проверка работоспособности системы. Кроме того, сотрудники обучаются правильной эксплуатации системы и заказчик получает информацию о ее состоянии и возможностях обновления и усовершенствования. После техобслуживания ведется запись в специальный журнал учета. Таким образом, при соблюдении регламента технического обслуживания, вероятность сбоев в системе минимальна и причина проблем может быть быстро найдена, устранена и зафиксирована.
Техническое обслуживание систем противопожарной защиты может оказаться дорогим удовольствием, особенно если объект имеет большую площадь и сложную систему пожаротушения. Стоимость зависит от выбранного метода пожаротушения, масштабов объекта, а также сложности системы.
Для расчета стоимости технического обслуживания используется система коэффициентов, которую применяют к площади объекта и составу смонтированного оборудования. Также, стоимость может быть увеличена, если система пожарной сигнализации установлена более десяти лет назад, используется устаревшая система оповещения о пожаре, используется несколько модулей пожаротушения или требуется замена узлов, модулей, датчиков, приборов, программного обеспечения. В то же время, стоимость может быть снижена, если техническое обслуживание системы ведется в комплексе с обслуживанием других систем безопасности или если вы заказываете техобслуживание системы в одной компании не первый год или заключили долгосрочный договор.
Стоимость технического обслуживания объекта площадью до 100 кв. м может составлять ежемесячно от 3000 до 4000 рублей. Для крупных объектов, площадь которых измеряется тысячами квадратных метров, расчет ведется за один квадратный метр или от трудозатрат. Следует заметить, что составление договора на техобслуживание требует внимательности обеих сторон и индивидуального подхода к проблеме, поскольку речь идет о серьезных суммах, высокой ответственности и доверии к подрядчику.
Нельзя также забывать о гарантийном обслуживании системы. Оно производится бесплатно только при правильном обращении с системой. Для этого необходимо получить у подрядчика в письменном виде правила эксплуатации системы и ознакомить с ними всех сотрудников объекта. В противном случае, вы можете лишиться права на бесплатное гарантийное обслуживание. Бесплатной замене в течение гарантийного срока подлежат узлы, приборы и оборудование, имеющие заводские дефекты и брак. Также по гарантии устраняются недочеты монтажа системы.
Фото: freepik.com