Ремонт вариаторов: виды восстановительных работ и их стоимость
Современных автолюбителей уже не удивишь наличием автоматической коробки передач в комплектации машины. Одна из версий автоматической коробки - это постоянно-переменная трансмиссия (CVT), которая становится все более популярной, но все еще вызывает недоверие у некоторых водителей. Некоторые ошибочно считают, что этот тип коробки аналогичен классической автоматической коробке передач (АКПП), однако технически это не верно. Основное отличие заключается в принципе работы CVT, из-за которого возникают сложности в эксплуатации и возможные неисправности. В этой статье мы рассмотрим стоимость ремонта вариатора и как правильно ездить на автомобиле с CVT, чтобы предотвратить обращение в сервисный центр на максимально длительный срок.
Вариатор — особый тип коробки передач, существующий уже на протяжении десятилетий. Его работу можно проиллюстрировать при помощи обыкновенного скоростного велосипеда. Если на велосипеде цепь движется от самой малой передней звездочки к самой большой задней, то крутить педали будет легко, даже на подъемных участках. Чтобы задняя звездочка прошла один оборот, передняя должна сделать несколько оборотов. В таком случае достигается максимальная тяга и минимальная скорость.
Если же цепь проходит через более крупную переднюю звездочку и более мелкую заднюю, то педали крутить сложнее. Однако, в этом случае велосипед едет быстрее, потому что один оборот передней звездочки соответствует более чем одному обороту задней звездочки. Это приводит к уменьшению тяги и увеличению скорости. Точно такой же принцип работает и в вариаторе, но здесь передаточное отношение задается не звездочками, а двумя конусными шкивами, которые плавно меняют диаметр вращения, изменяя передаточное отношение.
Вариатор — трансмиссия, которая довольно чувствительна к механическим повреждениям, поэтому существует несколько правил, соблюдение которых позволит продлить жизнь коробки:
- Не следует резко трогаться с ускорением, так как это может привести к недостаточному смазыванию всех движущихся элементов, что повышает нагрев и увеличивает вероятность проскальзывания цепи или ремня по шкивам.
- Не стоит долго ездить на максимальной скорости, потому что это может перегреть подшипники, валы и ремни в течение даже достаточно смазки.
- Необходимо избегать передвижения по бездорожью, потому что это создает дополнительную нагрузку на вариатор.
- Также не следует буксировать и ездить с прицепом, так как это приводит к перегреву коробки.
Помимо правил эксплуатации, существует несколько профилактических мер, которые помогут продлить жизнь вариатору. Например, желательно:
- Прогревать коробку перед началом движения. Это необходимо для прогрева масла и попадания его на смазывающие поверхности. При холодных температурах прогрев должен быть несколько дольше.
- Соблюдать правильное положение селектора. Режим R (движение задним ходом) можно выбрать только после полной остановки, тогда как режим P (парковка) предназначен только для стоянки.
- Проверять уровень смазочной жидкости и следить за состоянием радиатора.
Необходимо помнить, что даже если все правила эксплуатации соблюдаются, вариатор наконец все-таки потребует ремонта. Также, как и любой другой узел, где есть вращающиеся или трущиеся детали, в коробке передач постепенно изнашиваются подшипники, конусные валы и ремни.
Как восстановить вариатор и сколько это стоит?
В большинстве случаев при сервисном обслуживании официальные дилеры предпочитают заменить вышедший из строя вариатор вместо того, чтобы провести ремонт. Однако после истечения гарантийного срока такая процедура обойдется дорого. Но сегодня на рынке предостаточно оригинальных запасных частей, что делает возможным качественный ремонт без замены всей трансмиссии и тем самым экономит деньги.
Стоимость ремонта вариатора зависит от того, какая именно деталь вышла из строя и какие процедуры необходимы, чтобы ее заменить. В ремонт могут входить следующие услуги:
- Диагностика неисправности. Износ или поломку можно определить, прослушав монотонный гул вариатора. Но только комплексная диагностика и осмотр могут точно выявить место и причину неисправности. К тому же, причина неисправности может быть связана с неправильной работой какой-либо из систем автомобиля. Во многих сервисных центрах услуга полной диагностики без демонтажа вариатора бесплатна.
- Замена ремня или цепи. Износ ремня может быть связан с естественной выработкой, перегревом или появлением задиров на валах, и в результате его порвать. Обычно запас хода детали приравнивают к сроку службы вариатора. Для разных автомобилей это может составлять от 100 000 до 250 000 км. Стоимость замены ремня составляет примерно 15 000 рублей.
- Замена подшипников. При постоянном трении ремня о валы неизбежно образуется металлическая пыль, которая ускоряет их естественный износ. Цены на эту деталь начинаются от 2 500 рублей.
- Промывка и ремонт гидроблока. Система гидроблоков отвечает за синхронное управление конусными шкивами. Промывка гидроблока в случае неисправностей в этой системе, вызванных загрязнением масла, обойдется примерно в 10 000 рублей.
- Ремонт блока управления вариатора. Электронный блок управления или ЭБУ обеспечивает корректную работу КПП в целом. Он принимает сигналы от датчиков, регулирует давление масла, обеспечивает самодиагностику и работу вариатора в аварийном режиме. Ремонт ЭБУ обойдется в 8 000 рублей.
Полный перечень работ и итоговая стоимость услуг будут известны после диагностики. В среднем ремонт вариаторов в сервисе обойдется в 55 000 рублей. В эту сумму входит и стоимость запасных частей.
Цена ремонта вариатора состоит из стоимости запасных частей и работ по их замене, демонтажа и монтажа коробки. Чтобы не увеличивать стоимость ремонта, лучше обратиться в сервис сразу же после обнаружения первых признаков неисправности. Это поможет избежать серьезной поломки или полного выхода из строя КПП, замена которой приведет к значительным денежным тратам.
Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться в зависимости от региона и автомобильной марки. Информация актуальна на июль 2020 года.
Фото: freepik.com