Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства

Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства

Один из самых трудных периодов для родителей - воспитание ребенка дошкольного возраста. Вопросы о подготовке ребенка к школе, на что обращать внимание, какой должен быть дошкольник, чтобы его было легче адаптироваться к учебе и быть успешным, волнуют всех.

С рождения и до поступления в школу ребенок проходит интересный, но не легкий путь первого знакомства с миром. Первые познания в предметах, первые слова, горшок и выполнение простых поручений - все это очень важно. Однако школа - это новый этап развития, который зависит от готовности ребенка к нему.

Жажда знаний и умение интересоваться, способность читать, физическая и эмоциональная готовность, нравственные вопросы и способность общаться - все это имеет непосредственное отношение к успеху в учебе и адаптации в коллективе.

Способы и методы воспитания детей

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности, который помогает ребенку готовиться к жизни в обществе. Это передача опыта, развитие определенных качеств и умений. Как правило, на пути воспитания детей используются три основных метода: наказание, поощрение и личный пример.

Последний метод, который заключается в копировании привычек и поведения взрослых, считается самым эффективным. Однако, следует помнить, что метод «кнута и пряника» тоже работает, но только в меру. Чрезмерное наказание может привести к угнетению инициативы, созданию психологической травмы, особенно если ребенок не понимает, за что его наказывают. Чрезмерное поощрение может привести к избалованности и формированию схемы отношения к жизни, основывающейся на шантаже, когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен определенных благ или удовольствий.

Идеальным было бы, чтобы родители помнили о том, что они сами являются примером для своих детей. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка в этом деле будет трудно. Если вы не читаете книги, а много времени проводите в Интернете, то не удивляйтесь, что ваш ребенок не интересуется литературой.

Развитие детей в возрасте от одного до пяти лет - важный этап, когда происходит освоение новых навыков и знаний. Дети от года до трех лет активно учатся и получают новый опыт, развивая интеллект и абстрактное мышление. Игровая деятельность является лучшим стимулом для развития - чтение, пение, творчество и игры помогают постигнуть окружающий мир и научиться новому.

Третий год жизни ребенка является критическим, так как он начинает осознавать себя как отдельную личность. Поэтому родители должны уважать индивидуальность каждого ребенка, чтобы избежать возможности развития комплексов в дальнейшем.

Особое внимание следует уделять развитию речи ребенка. Речь является главным средством общения малыша, поэтому необходимо тренировать речевую функцию и расширять словарный запас.

Игра остается основной деятельностью для детей этого возраста, однако они уже знают, что такое сюжетные игры и любят их. Первые три года - период, когда формируются основные чувства и характер, и развивается моторика и мышление. С четырех лет ребенок вступает в дошкольный период, и в этот момент родители уделяют больше внимания воспитанию, обучению и развитию психики. Но не стоит забывать и о физическом здоровье.

Физическое воспитание – залог здоровья и выносливости на протяжении всей жизни. И если первые 6-7 лет являются критическими в этом плане, то следует обратить на это особое внимание. В этот период формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Дети в эти годы наиболее активны и двигаться для них – легко и естественно. Поэтому обязательно нужно пользоваться этой природной возможностью и заниматься ежедневно физическим развитием. Кроме того, это поможет укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость к различным заболеваниям и развить привычку к здоровому образу жизни.

Какие активности могут быть осуществлены в это время?

В первую очередь, нужно укреплять здоровье ребенка. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку и предупреждать плоскостопие. Также нужно формировать жизненно необходимые двигательные навыки, такие как умение плавать, бегать, лазать. Важно развивать ловкость, выносливость, скорость и координацию.

Какие действия могут предпринять родители?

Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям, таким как зарядка, обливание, пробежка или плавание. Если есть достаточно места и пространства, можно дома установить простой спортивный инвентарь, вроде шведской стенки или турника, купить фитбол или скакалку.

Что, если у родителей не хватает времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка?

Если у вас не хватает времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант является даже предпочтительным, поскольку здесь дети не готовятся к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т. д. К тому же, спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.

Умственное развитие

Физическое воспитание является основой для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка. Но умственное воспитание может значительно облегчить учебу в школе. Умственное воспитание включает в себя развитие любознательности, познавательного интереса, памяти, внимания, речи, мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Существует множество навыков, которыми должен обладать ребенок в возрасте от 6 до 7 лет перед первым классом. Не все они перечислены ниже, однако вот несколько основных:

  • Копировать в точности узор или движение. Уметь находить до шести отличий между разными предметами. В течение 15 минут выполнять одно задание без отвлечения. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания ребенка.
  • Рисовать, штриховать картинки без выхода за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не выходить за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику. Это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
  • Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
  • Владеть математическими умениями: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
  • Знать ФИО (свое и родителей), а также город/страну/область своего проживания. Иметь представление о временах года, месяцах, днях недели, времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.

В процессе дошкольного воспитания следует уделять внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (то есть, «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  1. Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  2. Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  3. Отдавать ребенка на специальные занятия в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Важную роль в воспитании детей играет формирование моральных принципов – нравственное и духовное воспитание. Ведь у детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому они действуют так, как думает авторитет для них – взрослые. Поэтому, для успешного воспитания, родители должны нести ответственность за формирование правильных нравственных принципов в ребенке.

Важно, чтобы к началу обучения в первом классе, в ребенке сформировались представления о справедливости, заботе, доброте и вежливости. При этом знания должны подкрепляться соответствующим поведением, и не менее важным является развитие таких качеств, как самостоятельность, ответственность, настойчивость и организованность, которые помогут ребенку успешно учиться в школе.

Для достижения этих целей, родители могут уделить внимание следующим мероприятиям:

  • общаться с ребенком, понимать его и объяснять, почему тот или иной поступок неправильный;
  • анализировать героев книг или фильмов, вместе с ребенком разбирать поступки героев;
  • создать в семье благоприятную эмоциональную атмосферу и уважительное отношение друг к другу;
  • побудить к самостоятельности и ответственности, давать простые задания по дому, обсуждать с ребенком трудности вместо того, чтобы решать за него все проблемы.

Важным аспектом нравственного воспитания является формирование вкуса и интереса к искусству и культуре. Родители могут посещать с детьми интересные выставки и детские спектакли, и читать книги.

Для облегчения процесса обучения и воспитания детей в современном мире, многие родители обращаются к детским центрам образования и развития, которые помогают решить проблемы воспитания и ускорить процесс развития через разнообразные и увлекательные мероприятия и курсы для детей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *