Адаптация персонала: на заметку HR-менеджерам
Каждый новый работник, будь он стажером или опытным специалистом, испытывает стресс, касающийся выполнения задач, общения с коллегами и руководителем на новом рабочем месте. Это нормально, потому что адаптация может занять время.
Чтобы облегчить этот процесс и обеспечить скорейшую интеграцию в коллектив, разработаны специальные методы и программы. Современные HR-менеджеры также все чаще используют инновационные инструменты, чтобы помочь справиться с этой важной задачей. В данной статье мы расскажем, какие именно инструменты используются для эффективного решения этой проблемы.
Адаптация новых сотрудников – одна из ключевых задач HR-отдела в любой организации. Хотя можно просто дать процессу развиваться естественным путем, это далеко не самый эффективный подход. Во время процесса адаптации как компания оценивает нового сотрудника, так и новый сотрудник оценивает компанию, и если процесс не контролируется, есть вероятность, что человек откажется от должности или потратит слишком много времени на то, чтобы влиться в коллектив.
Хорошо налаженная система адаптационных мероприятий позволяет сократить издержки компании, так как помогает новому сотруднику как можно скорее начать работать на полную ставку. К тому же, она повышает лояльность к сотрудникам, укрепляет коллектив и, в конечном итоге, экономит время как исполнителей, так и начальства.
Продолжительность адаптации обычно составляет от 2 до 8 недель, в зависимости от склада характера нового сотрудника, рода работы, количества обязанностей и эффективности методов адаптации персонала, используемых в компании. Однако при подготовке и адаптации топ-менеджеров срок может быть и заметно больше – американские кадровые службы считают, что адаптация таких сотрудников может занять до 20-26 недель.
Существует два типа адаптации: производственная и непроизводственная. Производственная адаптация включает в себя семь различных видов, таких как профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационно-психологическая, организационно-административная, экономическая и санитарно-гигиеническая. Цикл производственной адаптации включает ознакомление новых сотрудников с правилами работы в компании, обязанностями, системой субординации, структурой организации, коллективом и системой материальных вознаграждений.
Непроизводственная адаптация — это налаживание неформальных отношений внутри коллектива. Этот тип включает в себя свободный обмен социальными контактами, корпоративные мероприятия, спортивные мероприятия, развлечения и другие мероприятия для создания командного духа. Это позволяет сотрудникам увидеть друг в друге не только исполнителей функций, но и людей, с которыми можно дружить.
Все это показывает нас, как важна адаптация на новом месте работы. Наибольшее число сотрудников, которые ушли с работы в первые 6 месяцев после приема на работу, принимали это решение в первые 2 недели, то есть в период адаптации. Внимание к этому процессу принесет пользу как компании, так и новому сотруднику.
Этапы адаптации сотрудников в организации: обзор и описание.
Выделяют четыре этапа адаптации персонала, каждый из которых предполагает процесс интеграции новых работников в компанию. Рассмотрим эти этапы подробнее:
-
Оценка уровня подготовленности
Данный этап проводится до начала работы нового сотрудника и направлен на определение его способностей и знаний в контексте работы в организации. Здесь можно выяснить, имеет ли новый сотрудник опыт работы в подобной сфере, знаком ли он со стратегией и работой компании.
-
Ориентация
На этом этапе новый сотрудник знакомится с организацией и ее нормативной базой. Здесь важно ознакомить новичка с правилами и принципами компании, ее культурой и историей, общаться с коллегами и получать полезные знания в неформальной атмосфере.
-
Действенная ориентация
На этом этапе новый сотрудник уже начинает работу и применять полученные знания на практике. Компания обязана оказывать поддержку во время процесса адаптации и контролировать прогресс новичка, чтобы убедиться, что он полностью «вписался» в коллектив.
-
Функционирование
Также известный как завершающий этап адаптации, на этом этапе сотрудник уже адаптировался к новым условиям и работе, и он полностью включен в жизнь компании. На этом этапе сотрудник считается полностью проинтегрированным в коллектив и готовым полностью выполнять свои обязанности.
Адаптация новых сотрудников является важной составляющей корпоративной культуры компании, которая в значительной мере влияет на успех предприятия и его прибыль. Существует целая система мероприятий, предназначенных для адаптации новых сотрудников и формирования у них внутренней и внешней мотивации.
Финансовое вознаграждение – одна из важных составляющих внешней мотивации. В то время как внутренняя, или нематериальная, мотивация развивается в контексте корпоративной культуры компании. Чтобы создать такую культуру, ответственные за адаптацию новых сотрудников проводят мероприятия, направленные на помощь новым сотрудникам.
Существует множество инструментов, которые используются для обеспечения адаптации новых сотрудников. Из них можно выделить программу обучения и тренингов для новичков, контроль за индивидуальной коммуникацией руководителя с новым сотрудником, разработку системы поэтапного усложнения заданий, выполнение общественных поручений для более тесного контакта с коллективом, организацию тимбилдингов и организацию корпоративного PR.
Однако наиболее эффективным инструментом адаптации сотрудников является корпоративная социальная сеть. Использование такой сети позволяет значительно ускорить процесс обучения и информирования сотрудников о новшествах в компании. Кроме того, внедрение корпоративной соцсети уменьшает расходы на связь и поездки, а также повышает удовлетворенность сотрудников своей работой.
В корпоративной социальной сети можно проводить онлайн-конференции и семинары, контролировать активность любого из сотрудников, в том числе и индивидуальный диалог руководителя с новым сотрудником с помощью функции RSS-ленты. Кроме того, в корпоративной соцсети можно обмениваться сообщениями с коллегами, делиться информацией и задавать вопросы.
В целом, корпоративная социальная сеть является мультифункциональным инструментом, который существенно упрощает и ускоряет процесс адаптации новых сотрудников и обеспечивает единое информационное пространство для всех сотрудников компании.
Фото: freepik.com