Узнать и понять

«Чтобы поймать тигра, нужно думать как тигр», – эту восточную мудрость процитировал член-корреспондент РАН Андрей Наумов на открытии 15 февраля XIX Нобелевской конференции в Лицее.

 

«Чтобы поймать тигра, нужно думать как тигр», – эту восточную мудрость процитировал член-корреспондент РАН Андрей Наумов на открытии 15 февраля XIX Нобелевской конференции в Лицее. Школьники с учителями сами разбираются в сути работ, за которые присудили премию в прошедшем году, а потом стараются объяснить это и сверстникам, и взрослым. Настроившись на нобелевскую волну, возможно, кто-то из них потом сделает открытия такого же масштаба.

В этом году детище учителя биологии Григория Балденкова и Научного общества учащихся Лицея со школьного уровня перешло на общегородской. Да, среди докладчиков исключительно старшеклассники Лицея, но на заседании побывали ученики Гимназии Троицка, а также школ ТиНАО – №1392, 1391 и 2070.
А начиналась конференция в 2003 году со встречи с реальным нобелевским лауреатом академиком Виталием Гинзбургом, на которую пригласили и школьников.
А им захотелось не только слушать, но и обсуждать самим… Начинали с естественнонаучных премий, потом расширились до гуманитарных. В этом году про литературу и Премию мира рассказывать не стали. Зато выкроили время для обсуждений. Тем более что есть и интересные вопросы – пришли руководитель ТОП ФИАН Андрей Наумов, замдиректора ТИСНУМ Алексей Усеинов, замдиректора ГНЦ РФ ТРИНИТИ Николай Климов, а председатель ТНЦ РАН Валерий Лаптев побывал на всех 19 конференциях, так полюбились ему лекции школьников.

В НОУ Лицея смена караула – вместо Ивана Захарова, который уже в выпускном классе, пришёл Тимофей Комов из 10 «ФМ». Он сделал открывающий доклад о критериях научного познания, о том, как задача подтвердить теорию (Бекон и Декарт) сменилась задачей её «сфальсифицировать» (Поппер), или, точнее, предложить эксперимент, который даст ответ, истинна она или нет.

Выступление председателя НОУ всегда предваряет основные, посвящённые премиям. Блестяще выступил одноклассник Тимофея Андрей Куземко. Он рассказал о разработках в области клик-химии (синтезе лекарств и биомаркеров). «Мне интересны исследования в области химии, биологии, медицины, – рассказывает Андрей. – Было очень увлекательно разбираться в теме. Чем больше узнаёшь, тем больше интерес. Сравнивал, как синтез лекарств делался раньше и как делается сейчас, и был просто в восторге».

Дарья Лупанова и Анна Чурикова из 9 «ФМ» рассказали о премии по биологии. Её получил Сванте Паабо из Швеции, который расшифровал геном наших «сводных братьев» – неандертальцев и денисовского человека. О ПЦР-анализе мы уже наслушались в пандемию, теперь время узнать о его применении в палеогенетике – науке, созданной усилиями лауреата.

За премию по физике взялись четверо: Ксения Баксанская и Максим Золотовицкий (9 «ФМ»), Ирина Грахмез и Анна Щёкотова (10 «ФМ»). Ведь её темой стала квантовая информатика, разобраться в которой со знаниями физики 10 класса нереально, но можно хотя бы изложить историю вопроса, поразмышлять о давних спорах Эйнштейна и Бора, узнать, как понятие квантовой запутанности, казавшееся философским парадоксом, привело к реальным применениям. «Это то, в чём мы уже живём, – прокомментировал Андрей Наумов. – Первая квантовая линия связи между Москвой и Петербургом уже работает, квантовый телефон в МГУ вы можете подержать в руках».

«Пять рукопожатий» на таких конференциях превращаются в одно-два. «Лауреат Антон Цайлингер – иностранный член РАН, он бывал у нас в Троицке, в ФИАНе и ИСАНе, – сказал Андрей Наумов. – Более того, он принадлежит к научной школе Клода Коэна-Таннуджи, лауреата премии 1997 года – той самой, которую не получил Владилен Летохов, и Клод приезжал на стажировку в наши институты».

В заключение к ребятам обратился глава города Владимир Дудочкин. Он поблагодарил всех спикеров и отдельно отметил доклад по экономике: изложение сути (как исключить панику в банковском секторе) совмещалось с театрализованной сценкой школьной студии «Восхождение».

И двух часов не хватило, чтобы всё обсудить. Время поджимало – для самых увлечённых была намечена экскурсия в ИФВД. Но несколько ребят остались в зале и горячо обсуждали с учителями, что же такое квантовая запутанность. «Как объяснить детям, которые квантовую механику ещё не изучают, все эти вещи? – размышляет Николай Кучер. – На уроках я показываю им слайд со словами Ландау: «Мы сейчас исследуем то, что вообразить невозможно». Можно проанализировать, найти практическое применение, а вот представить – нет. Но когда мы готовили доклад, мне один раз точно приснились запутанные фотоны!»

Владимир МИЛОВИДОВ,

фото автора

Последние новости

Контроль за соблюдением прав в исправительных учреждениях Московской области

Сотрудничество прокуратуры и Общественной палаты для улучшения контроля в тюрьмах.

Трагедия в Красной Сторожке: Подросток убил мать

15-летний юноша совершил ужасное преступление на фоне семейной ссоры.

Новая система получения справок в Подмосковье

С изменениям в процедурах жители могут быстрее получать необходимые документы.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Волжском

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *