Поисковики отряда «Восток» во время экспедиции подняли бойцов Красной Армии
Электрогорский поисковый отряд «Восток» под руководством Егора Черналова много лет работает в составе экспедиции «Бельский плацдарм».
Электрогорский поисковый отряд «Восток» под руководством Егора Черналова много лет работает в составе экспедиции «Бельский плацдарм». Поисковые работы проходят в окрестностях сельского поселения Демяхи Тверской области – на местах ожесточенных боев с 1941 по 1943 годы.
О последней экспедиции Егор Николаевич написал у себя на странице в «ВК». С его согласия публикуем фрагмент рассказа.
Их было пятеро
«Наша экспедиция началась там, где закончили предыдущий год – на «поле Косилкина» или «поле Гомзина» – каждый теперь называл его по-своему. Другого начала мы для себя не видели. Два дня ушли на организационные вопросы. Когда приехала основная группа эксгуматоров, приступили к работе.
На выявленной в марте точке оказался боец, размотанный плугом. Металлический лемех растащил его на достаточно большую площадь. Благо все было практически на поверхности, и, расширяясь по сторонам, постепенно мы собирали все воедино – расколотый на десятки фрагментов череп, зубы, руки, ребра, позвонки. Карманное зеркальце, бывшее при нем, и то попало под распашку – его осколки собирали в нескольких метрах друг от друга. Так и не смогли найти ноги, видимо, они как раз находились ниже глубины вспашки. Весь световой день провели на этом месте. С наступлением сумерек выдвинулись домой. Мы сделали для него все, что смогли.
Следующий день – ноябрьский «зацеп». Там оказалось пятеро. Они свалены были один на другого. Те, кто стаскивал их после боя, старались забить вороночку до краев.
Вновь противотанкисты– у двоих истлевшие сумки с боекомплектом к противотанковому ружью. Запомнилось большое количество химических карандашей – он был у каждого из пятерых, у двоих даже по два. Снова весь день на расчистке. Подъем оставили на завтра.
С утра девушки занимались погибшими, мужская часть отряда ушла в поиск. Набрели на небольшую запаханную траншею. На дне два полных комплекта снаряжения: поясные ремни с надетыми на них подсумками, забитые БК до невозможности. Патронные подсумки больше напоминали вытянутые шары, так плотно их снарядили боекомплектом. Пара малых пехотных лопат, причем у одной практически идеально сохранился деревянный черенок. Пара сложенных противогазов. Видимо, были брошены именно в сумках – ткань сгнила, а форму, как он был сложен, резина сохранила. Владельцев вещей не обнаружили. Как вещи оказались в траншее, остается только догадываться.
Они вместе вели бой
Всем ясно, что мы будем возвращаться сюда снова и снова. Снова будем ходить от раскопа к раскопу и искать по своим же следам. Однозначно, будем находить еще. Но сейчас нужно обновить видение места. Это обычно происходит вместе со сменой локации. Два дня «впустую» и переезжаем. Договор.
Снова разбрелись. Кто с глубинной «рамой», кто с «верховым» прибором или щупом лазает по всем видимым углублениям, время от времени сверяясь с наложенной аэрофотосъемкой в навигаторе.
Снова вышел на прошлогодний раскоп. Здесь подняли троих. Самая печальная сохранность останков тут была – лю
ди буквально растворились в глине. Металлоискатель что-то «цепляет». Полтора штыка лопаты в недра, и на весеннем солнышке показывается зеленый бок круглого эмалированного котла. Расширяю шурф, и лопата попадает во что-то пружинящее – ботинок. От раскопа предыдущего года порядка 15-20 метров. Пока уходить с поля рано. Работаем.
Их оказалось двое. У одного – комплект для обслуживания пулемета. Таких пулеметчиков (с ЗИПами) мы нашли, наверное, уже с десяток здесь. Удивила целлулоидная емкость для приготовления бритвенной пены: тоненькая-тоненькая, а сохранилась даже без сколов. Глина и удобрения «съедают» человека, а его вещи, даже столь хрупкие, остаются.
Вот один боец. В каске. Вытянулся в струнку на дне запаханной траншеи или иного фортификационного сооружения, коих на немецкой АФС данного участка просматривается множество.
Вот еще один. Тоже глубоко. В нескольких метрах от предыдущего.
Вот еще двое. Все останки – в куче. Черепа в ногах. Такое бывает, если люди погибают в сидячем положении ограниченного пространства. Раскоп небольшой, что-то типа ячейки, только чуть пошире. Вместе вели бой, вместе и остались в ней.
Узнать информацию о боевом пути родственников в годы Великой Отечественной войны можно на портале «Память народа».
Источник: http://inelgorsk.ru/novosti/obschestvo/poiskoviki-otryada-vostok-vo-vremya-ekspedicii-podnyali-boycov-krasnoy-armii
Последние новости
Мастер-класс по грудному вскармливанию в Балашихе
Будущие мамы получили ценные знания о грудном вскармливании и пеленании.
Выплаты и льготы для участников СВО и их семей
Государство обеспечивает участников специальной военной операции необходимыми выплатами и поддержкой.
Жительница Звенигорода жалуется на проблемы в городе
Проблемы с инфраструктурой вызывают недовольство местных жителей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований