Григорий Консон: «Каждый физтех — микрокосм»
Григорий Рафаэльевич, возможно ли представить жизнь и карьеру студента и выпускника Физтеха без гуманитарных и социальных наук?
Григорий Рафаэльевич, возможно ли представить жизнь и карьеру студента и выпускника Физтеха без гуманитарных и социальных наук?
Я убежден, что тот, кто умеет создавать технологии, использование которых может быть весьма разновекторным, должен осознавать, зачем он это делает, и каковы могут быть последствия применения технологий. А для этого необходимо обладать интеллектуально-моральными константами, что как раз гуманитарное и социальное образование и дает. Поэтому крылом фундаментального технического образования является как раз гуманитарная составляющая. Одно неотделимо от другого.
А что первично: гуманитарное знание или естественные науки?
Это вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо (хотя, строго говоря, второе явление действительно появилось прежде первого)? Я думаю, что здесь должен быть органичный сплав одного с другим. Достаточно привести пример технологически продвинутых стран, в которых, однако, гораздо меньше времени уделяется гуманитарно-социальным исследованиям. Например, в Израиле, вследствие чего он часто проигрывает на международной арене. Или возьмем во внимание США, где раньше была развитая система гуманитарного образования, в топовых университетах — эффективные междисциплинарные кластеры, где проводились исследования на стыке, например, музыкознания, фольклористики и физиологии. Сейчас, к сожалению, гуманистический потенциал образования в определенной мере нивелируется — и это общемировая тенденция. (Относительно держится еще лишь континентальная часть Западной Европы.) Вывод очевиден: должен быть некий симбиоз естественно-научного и гуманитарного знания. На этом, кстати, настаивал один из основателей Физтеха Лев Ландау, как и некоторые другие выдающиеся его коллеги. Эта идея была творчески развита в Советском Союзе и востребована за рубежом, будучи, к примеру, системно масштабирована Массачусетским технологическим институтом (MIT).
Еще один важный аспект — социализация. Каждый физтех — это микрокосм. И здесь стоит вспомнить знаменитое письмо Петра Капицы Иосифу Сталину в защиту арестованного по надуманным обвинениям Владимира Фока, в котором фактически говорилось о том, что нельзя ученого забрать из социума, вернуть обратно и думать, что неизменно будет работать как часы. Ученый — это тонкий механизм, он ломается. Поэтому к нему нужно относиться бережно, так как успешное развертывание личностного его потенциала во многом может создать условия для успешного развития страны в целом.
Таким образом, соблюдение единства естественно-научного и гуманитарно-социального начал — многосторонний процесс, изолированно рассматривать грани которого небезопасно.
Есть ли на Физтехе баланс, о котором вы говорите?
Мне кажется, можно говорить о нацеленности на его соблюдение. С одной стороны, в университете имеются разнообразные творческие практики, где студенты и сотрудники в свободное от учебы время играют в театре, поют в хоре, посещают спортивные секции, организовывают творческие сообщества. С другой стороны, в отдельных своих проявлениях данная активность чуть автономизирована: хотелось бы большей системности как в аспекте дальнейшего повышения качества подобных усилий, так и с точки зрения коммуникации в университетской среде. Неслучайно поэтому, что довольно популярными на Физтехе стали гуманитарно-социальные факультативы: «Психология искусства», «Искусство кино и анализ фильмов», «Логика» и др. Сейчас на основе имеющегося опыта планируется внедрение в образовательный процесс линейки авторских элективов, специально для МФТИ подготовленных рядом известных в России и за рубежом исследователей и преподавателей. В частности, могут быть запущены курсы «Методология искусственного интеллекта на современном этапе», «Цифровые методы гуманитарных наук», «Популизм, фейки и постправда: алгоритмизированное медиапотребление и новые социальные феномены» и другие. Основой для создания предложенных дисциплин, как и для реализации проекта недавнего джазового концерта, что, благодаря поддержке руководства университета, мы реализовали в творческом партнерстве с коллегами из дирекции МФТИ по молодежной политике, ЛФИ, МКИ и Пресс-службы университета, стали регулярно проводимые сейчас нами опросы физтехов.
В целом задача Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук мне видится в том, чтобы не только создать интересный курс, но и мотивировать заниматься междисциплинарной наукой. Для этого важно выходить за рамки учебной программы и вовлекать студентов в насыщенную культурную жизнь. Сейчас в МФТИ планируется ряд культурно-просветительских проектов, которые могут стать существенным откликом на соответствующие запросы физтехов. Первой ласточкой таких мероприятий и стал концерт легендарного джазмена, одного из лучших мировых пианистов Даниила Крамера в партнерстве с великолепной контрабасисткой и вокалисткой Дарьей Чернаковой. Это был изумительный вечер, и физтехи очень тепло и благодарно встретили это событие. Ведь не секрет, что джаз на Физтехе занимает особое место. Возможно, осенью удастся организовать еще один подобный концерт.
Какие еще проекты планируются?
Есть ряд предварительных договоренностей с культурными площадками и другими университетами. В конце июня запланирована поездка в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, где студентам обещали провести экскурсию и лекцию с учетом технического профиля ребят. Также возможны экскурсии в Российскую государственную библиотеку. Кроме того, в МФТИ же есть совместная магистерская программа с Третьяковкой, поэтому, как мне кажется, посещение галереи было бы естественным. Потенциально может быть интересным сотрудничество с самым ярким сейчас в России музыкальным культурным научно-образовательным кластером — РАМ им. Гнесиных. Помимо этого, обсуждается запуск новых творческих мастерских, так как физтехи хотели бы посещать занятия по живописи, эстрадно-джазового вокала, актерскому и режиссерскому мастерству под руководством узнаваемых деятелей культуры и искусства. Если мы воплотим это в жизнь, то коэффициент полезного действия существенно повысится у всех, кто имеет отношение к университету.
Вы работали со многими студентами, аспирантами и докторантами ведущих вузов страны. Расскажите о том, в чем, на Ваш взгляд, уникальность физтехов?
Высокое качество студента: это очень мотивированный человек, который заточен на получение прорывных знаний, а не просто образования. Физтехи этим горят. Их мотивированность per aspera ad astra настолько зашкаливает, что на третьем или четвертом курсе многие уже являются состоявшимися профи. Они постоянно расширяют свой исследовательский кругозор и того же ждут от других.
Наконец, коммуникация в МФТИ выходит на исключительный уровень. И это закономерно, потому что там, где она заканчивается, перестают вестись исследования. Подобный концепт ценен.
К слову об обмене интеллектуальным опытом: совсем скоро у студентов закончится сессия и начнутся каникулы. Чем Вы посоветуете им заняться? Что почитать? Куда съездить?
Дюжина стóящих произведений для начала погружения в литературу в свое удовольствие — «Об Екатерине Медичи» и «Пьеретта» Оноре де Бальзака, «Испанская баллада» Лиона Фейхтвангера, «Портрет Дориана Грея» и «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, «Время не ждет» Джека Лондона, «Бегущая по волнам» Александра Грина, «Глаза извечного брата» и «Амок» Стефана Цвейга, «Молодые годы короля Генриха IV» Генриха Манна, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Трилогия желания» Теодора Драйзера.
Посетить, помимо музеев и библиотек, стоит театр. Назову несколько интересных спектаклей: «Война и мир» в театре имени Вахтангова, «Костик» в Театре имени А.С. Пушкина, «Иваново детство», если его снова привезет в Москву Казанский ТЮЗ, «Папа» — это антреприза с Сергеем Маковецким и Мариной Александровой, «Страсти по Бумбарашу» в Театре Олега Табакова, «Американские горки» в Ленкоме с Геннадием Хазановым и Анной Большовой, наконец, «Фауст и Елена» в Театре поэта. Но в первую очередь — успешно сдать сессию!
Последние новости
Мастер-класс по грудному вскармливанию в Балашихе
Будущие мамы получили ценные знания о грудном вскармливании и пеленании.
Выплаты и льготы для участников СВО и их семей
Государство обеспечивает участников специальной военной операции необходимыми выплатами и поддержкой.
Жительница Звенигорода жалуется на проблемы в городе
Проблемы с инфраструктурой вызывают недовольство местных жителей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований